Тернистые дороги советской педагогики или Линейка как метод воспитания

Воспитание

Виктория Бородинова фото: PexelsВиктория Бородинова фото: Pexels

При обсуждении проблем в школе иногда поднимается вопрос о несдержанности учителей. Вне всякого сомнения, такая печальная страница в педагогической практике действительно существует. Кроме того, иногда даже не понимаешь, что хуже: равнодушие преподавателя или избыток эмоций, которые он проявляет.

По данным Министерства образования и науки, в нашей стране более миллиона учителей.

И понятно, что все эти специалисты не могут быть идеальными как в профессиональном, так и в человеческом отношении.

Иногда, особенно у педагогов старой подготовки, закрадывается некая ностальгия по временам советской эпохи. Считается, что единый дух времени, идеологическое воспитание и вообще строгий общественный контроль подразумевали более внимательное и ответственное отношение к ученикам. Ну, по-человечески, конечно. Этому способствовала условно однородная социальная прослойка при отсутствии торгово-рыночных отношений у большинства населения.

Лично я абсолютный ученик советской школы. И глядя на образовательный процесс своих детей в современной школе, я не могу уверенно выделить достоинства и недостатки советского прошлого и капиталистического настоящего.

В моей памяти нет особо ярких негативных эмоций, связанных со школьными годами. Возможно, это определяется тем, что я был положительным ребенком без проблем. Но в целом понятно, что со стороны учителей было и хорошее, и плохое. Но не настолько сильно, чтобы размышлять об этом.

Но мой брат, старше меня на восемь лет, оглядывается на школу с глубоким отвращением.

Одним из самых неприятных эпизодов было регулярное избиение его линейкой на уроках русского языка.

Эмма Васильевна, учительница этого предмета, была дама крупная, светлая и нетерпеливая.

Брат не отличался усердием и настойчивостью. За что его постоянно осуждали физическим воздействием. Иногда, в минуты особого душевного подъема, Эмма Васильевна позволяла себе схватить брата за волосы и сунуть нос в тетрадь.

Читайте также:  Опасные покупки для новорожденного

Жертвой педагогических упражнений стал, конечно, не только его брат. Бешеный нрав Эммы Васильевны периодически требовал выхода.

Я уже не помню подробностей, почему мама не пошла выяснять отношения с учителями. Все школьные дела брата решал отец. А он, после очередного звонка в школу, пришел домой мрачный и непримиримый. Словом, моему брату в то время пришлось нелегко.

Когда мой брат уже учился в школе, мы переехали в другой район города на новую квартиру в новом доме.

И, конечно, очень удивились, когда встретили Эмму Васильевну в нашей гостиной на втором этаже. Она тоже была новичком. К счастью, Эмма Васильевна не пришла работать в школу, куда я пошел учиться.

Но много лет, когда он встречал моего брата, уже взрослого, он очень прятал глаза.

Эта непререкаемая в советское время система взаимодействия школы и семьи, вполне подкрепленная незыблемым авторитетом учителя, мне очень не нравится.

Многое замалчивалось, так как считалось естественным или непроверенным. И в итоге так получилось, что судьба нескладного ребенка рухнула с мельничными колесами стандартов и детской анархией.

В современной школе, при заметно более индифферентном отношении учителей, школьный механизм стал более прозрачным и публичным.

Даже при болезненных наклонностях учителей последние стараются держаться в рамках, чтобы избежать неприятной конфронтации.

Понятно, что во все времена были и хорошие, и плохие вещи. А однозначно и безапелляционно судить об эпохе — некий признак ограниченности.

Но согласитесь, легкость распространения информации и последующий открытый доступ к ней в современном мире в определенной степени ограничивает излишне эмоциональные поведенческие порывы педагогов. Что, конечно, не является страховкой от некачественной в ряде случаев их учебно-воспитательной работы.

Читайте также:  Роли в нарциссической семье: «невидимый ребенок»

Такого рода экстремумы, несомненно, были обнаружены, и притом они довольно редки. И совершенно немыслимо распространять их повсюду на всех мастеров прошлого и настоящего.

Так как речь идет о тех учителях, которые ошиблись при определении своего призвания и с наглостью пришли работать в школу.

Понятно, что работа настоящего учителя тяжела и ответственна. И, пожалуй, сегодня уместнее ставить вопрос о неблагодарном труде учителей и их пресловутом бесправии перед лицом неудач в домашнем воспитании.

А вы, дорогие читатели, в каких учебных часах видите больше плюсов? А вы бы хотели, чтобы ваши дети учились в школах с советской концепцией?

Навигационный канал Семья и психология

#школа #советская школа #учитель #ученик #образование #учитель

Источник

Оцените статью
Умная мама
Добавить комментарий