Сюсюканье: искренняя любовь или глобальная проблема взрослых?

Воспитание

Когда вы увидели впервые новорожденного, у вас, скорее всего, язык не поворачивался заговорить с ним по-взрослому. Невольно звучали «пусичка», «масичка», «заинька», «бусичка», «котенька» и другие перлы. Такое общение – яркое проявления сюсюканья. По этому поводу можно услышать довольно противоречивые мнения. Кто-то без опасения утверждает, что до трех лет такая лексика вполне допустима и никакой опасности нет. Другие яро протестуют: уже с первых секунд жизни дети должны слышать речь без малейших упрощений и каких-либо искажений слов. По каким же причинам родители, психологи и даже логопеды так расходятся во мнениях?

Взгляд педиатра

На вопрос, нужно ли разговаривать с грудными детьми, врачи отвечают однозначное «Обязательно!». Уже на 4-5 неделе у ребенка возникает повышенный интерес к тому, как говорит человек. Он учится понимать речь окружающих взрослых. Намного позже, в 5-6 месяцев возникают более четкие речевые звуки, которые называются «лепет». В 9-10 месяцев от малыша можно услышать простые, но осмысленные слова (мама, папа). Опасность таится после первого года рождения. До этого произношение каких-либо других слов, кроме двусложных, вообще было затруднительным. Когда малышу исполнится год, можно тренироваться выговаривать более сложные слова, и это как раз тот момент, когда нужно следить за тем, что он услышит и в каком виде.

Где берется «уси-пуси» и насколько далеко оно может зайти?

Кто же первый начинает сюсюкать? Мамы и бабушки, которые стараются адаптировать свою речь под ребенка и, как оказалось, очень зря. Конечно, обвинять их в этом нельзя, ведь это все из любви и желания заботиться, проявляя таким способ ласку. Но мало кто задумывается, что искаженное произношение фиксируется в памяти детей надолго, а в результате становится нормой. Переучивать потом ой как сложно.

Продолжают традицию общения на «птичьем» языке уже воспитатели в саду или та же няня ребенку 4 лет, которой доверили такой важный этап детского развития. Пока что эта проблема кажется не такой уже и серьёзной, возможно, вы вообще не обращаете на это внимание, но в 6-7 лет негативные последствия уже будет тяжело устранить. Многие первоклассники продолжают разговаривать слишком «по-детски» – так, как с ними говорили дома и в детсаду. Школьный логопед может подумать, что у ребенка есть дефекты речи, но на самом деле он попросту не усвоил, как правильно говорить.

Так почему у многих нянь и родителей возникает желание сюсюкать со своими и чужими детьми?

Причина первая – неумение выражать чувства. Действительно, людям иногда просто не хватает слов передать свои эмоции. Они есть, но проблема в другом: нет культуры их выражения. И этому нужно учиться родителям. Просто проявляйте доброту и тепло, используя всего два доступных и действенных психологических инструмента – мягкую интонацию и пониженный тембр. Если ребенку повезет никогда не услышать «ути пути», он будет прекрасно понимать то, что ему хотят сказать.

Причина вторая – отсутствие искренних чувств. В голове взрослого формируется установка: «Это же маленький ребенок, его надо любить» и все такое. Но любовь ведь не в такой манере общения, она не в замаскированной под несерьезностью взрослости. Попытки упростить восприятие слов больше мешают, чем помогают настроить ребенка позитивно. И если родственники, знакомые, воспитатели, пусть даже самые близкие друзья обращаются к вашему ребенку в стиле «ути, моя манюнька» или «уси-пуси маленькая деточка», не постесняйтесь попросить их общаться нормальным языком.

Причина третья – инфантильность самих взрослых. Это проблема неправильно сформировавшейся личности, застрявшая корнями еще в детстве. В особенности это касается женщин. Но не надо проектировать свои инфантильные черты на ребенке – ни на своем, ни на чужом. Не зря говорят: не беритесь за воспитание детей до тех пор, пока не воспитаете сами себя. Решайте эту проблему самостоятельно, малышу же оставьте любовь, ласку и нормальное общение.

У мамы возникнет логический вопрос: получается, нельзя даже называть детей уменьшительными именами? Можно, достаточно просто не выдумывать синонимы для элементарных понятий, заменяя «кушать» на «ням-ням», а кипит на «буль-буль». Называть вещи своими именами вовсе не означает быть строгими и равнодушными мамами, бабушками, сестрами, а детям, особенно самым маленьким, порой достаточно лишь почувствовать предрасположенность в голосе.

Оцените статью
Умная мама
Добавить комментарий