Родителям детей на дистанте

Воспитание

Как ни обещали нам всем, что карантина не будет, сколько ни говорили, что никакой дистанционки ждать не нужно, реальность такова, что всё больше школьников остаётся дома, всё больше детей вынуждены учиться дистанционно.

Есть школы, где образовательный процесс в таком формате организован достаточно хорошо. Есть учителя-энтузиасты, которые своими силами выстраивают обучение так, что порой кажется, что оно и лучше, чем очно. Увы, это исключения. Увы, во многих школах дистант по сути является самообучением. Или обучением силами родителей. Иногда обучением с привлечением репетиторов. Детям почти ничего не объясняют, им присылают ссылки, номера страниц учебника и задания. Часто задают больше, чем даже успевали пройти очно.

Не всё ребёнок способен понять без объяснений учителя.

Младшеклассники и вовсе не все способны отправить письмо, войти вовремя в конференцию, пройти по нужной ссылке… Ото всюду традиционно льётся осуждение в адрес мам и пап, которые вручают дошкольникам гаджеты и усаживают их за компьютеры. А от первоклассника ждут после этого общения с техникой на «ты». Не всякий взрослый имеет достаточно хорошую скорость печати. Не всякий взрослый умеет найти в интернете нужную информацию. Чего же ждать от детей?

Разумеется, приходится включаться родителям.

Что подразумевает такое включение? Оно подразумевает, что родитель отчасти выполняет функции учителя. А ещё становится ассистентом для ребёнка, пока тот не освоит гаджеты и приложения на должном уровне. И посредником между учителем и ребёнком. В младших классах особенно. Именно родителям в начальной школе присылают задания. В чаты, на почту.

И здесь возникает очень удобная ситуация для зарождения чувства вины. Родительство, в принципе, всегда сопряжено с риском утонуть в вине.

Во-первых, дети могут быть самостоятельными, но обучение, в принципе, требует родительского включения. Это в начальной школе. Так, в прошлом году все задания для младшей и пояснения к ним приходили в родительский чат. И готовые работы отправляли родители. И обратная связь была для родителей. Кроме того, в разных школах процесс организован по разному. И даже в рамках одной школы по-разному. Нет унифицированной системы. Где-то, действительно, всё выстроено так, что можно лишь позавидовать. Кто знает, возможно, внуки маминой подруги учатся именно в таких условиях.

Но главное не в этом.

  • Родитель — не учитель. Родитель не обязан уметь делать то, чему, вообще-то, обучают в колледжах и школах, а потом на регулярных курсах по повышению квалификации. Родитель учился другому и умеет другое.
  • Родитель занят работой или делами, которые никуда не деть. День взрослого расписан по минутам. Сложно втиснуть туда ещё и дистанционку.
  • В ряде регионов родители, которые забирают детей на семейное обучение, получают выплаты от государства. Да-да, за то, что сами учат своих детей, снимая это бремя со школы. А ещё им выдают план, по которому можно самостоятельно решить, чем и когда заниматься. Занятия проходят в то время и в том формате, в котором удобно всем членам семьи. Нет необходимости подстраиваться под требования школы, которые часто выполнить сложно.
  • Вопрос о том, как можно не уметь научить своего же ребёнка, абсурден. Эдак можно и лечить самим. А что? Как можно не вылечить своего же ребёнка? И вообще, вернуться к натуральному хозяйству. Как можно своему ребёнку не сшить трусы, рубашки и брюки, не связать носки и шапку с шарфом, не смастерить обувь по сезону? Как можно своему ребёнку не испечь хлеб, не вырастить для этого хлеба зерно, дрожжи, сахарный тростник…? Как можно своего ребёнка не подстричь? Как можно не построить для ребёнка дом своими руками, произведя при этом своими руками все стройматериалы? Почему строитель может, а вы нет? Для себя же. Абсурд. Вот и с обучением тоже абсурд.

Напоследок я напомню важное, о чём писала минувшей весной:

Не забывать, что есть разница между домашним обучением, которое осознанный выбор семьи. Мы не выбирали. Мы вполне можем быть не готовы. Мы можем не понимать, что и как делать. Мы можем ошибаться. Это нормально. Дистанционное обучение в норме даёт больше свободы и организовано лучше. Мы не в норме.

Поскольку ситуация внезапная и стрессовая, главная задача не приплыть первым, а не утонуть.

Если нет сил включаться в гонку, где некоторые сидят за уроками чуть ли ни круглые сутки, не нужно включаться.

Все дети разные. Если ребёнок в обычной жизни был троечником, не стоит ожидать, что в стрессовых условиях он внезапно легко осилит всё, что на него свалилось. Может, и осилит, может, он из тех, кому именно такой формат подходит идеально, но если нет, это нормально.

Если ребёнок в привычной жизни был отличником, а сейчас будет хватать тройки, это ещё не катастрофа. Главное — уровень знаний, а не текущие оценки. Учителя примерно знают уровень каждого. Изменить сложившееся даже за год мнение о ребёнке за пару недель или месяцев сложно.

Если учитель даёт очень большую нагрузку, необязательно он ожидает стопроцентного выполнения всего. Это не призыв забить на 90% заданного, а предложение руководствоваться здравым смыслом.

Нужно беречь себя. Обязательно. Родитель — не учитель. В условиях стресса любая деятельность может стать менее продуктивной.

Нужно беречь детей и отношения с детьми. Если ребёнок уже на грани, если устал, если что-то не даётся, если не понимает, не стоит давить, ломать и заставлять.

Лучше разрешить списать или сделать за ребёнка, чем испортить с ним отношения или замучить.

Не идёт электронное обучение? Мы имеем право просить и требовать замены на задания в учебниках и рабочих тетрадях. Нужно этим правом пользоваться. В экстренных случаях им можно даже злоупотреблять. Никто не знает, почему вы затянули с выполнением — из-за сбоя в сети или из-за того, что ученик делал очень медленно.

Главная задача сейчас — пережить всё с минимальными потерями.

Нет сил на подвиги? Подвиги подождут.

Источник

Оцените статью
Умная мама
Добавить комментарий