Родители детей-инвалидов

Воспитание

Инвалидность может быть физической и умственной. Разница между ними заключается в том, что физические недостатки чаще всего видны, а психические скрыты. Еще одно важное отличие состоит в том, что физические недостатки всегда существовали и признавались. А вот многие психические расстройства стали признаваться таковыми лишь недавно. Аутизм, например, считался всего пару десятилетий назад следствием материнской эмоциональной холодности. С такой историей неудивительно, что умственные расстройства для некоторых все еще являются закрытой и непонятной темой.

Диагноз

Некоторые детские нарушения можно заметить уже в роддоме или даже во время внутриутробной жизни плода. Другие дети проходят долгий путь со своими трудностями, остающимися не обнаруженными и не диагностированными, иногда, даже до зрелого возраста.

Как бы то ни было, когда родители узнают, что их ребенок – инвалид, обычно это вызывает у них сильные чувства. Самая частая реакция – ощущение всепоглощающего горя. Это чувство можно рассматривать как реакцию на то, что родитель что-то «потерял», например, свои планы на будущее и мечты о ребенке. И, к сожалению, эти чувства могут быть настолько сильными, что способны вызывать у родителей отчаянное сопротивление, что, в свою очередь, мешает им как можно быстрее взяться за проблемы ребенка.

Часто встречаются и другие эмоциональные реакции. Например, если родители долгое время были вынуждены жить с непониманием или критикой внешнего мира, неудивительно, что при постановке диагноза они могут почувствовать облегчение от понимания, что это не они сами, как родители, делали что-то неправильно в вопросе воспитания ребенка. Нет ничего странного и в том, что человек чувствует некоторую горечь, если он и его ребенок долгое время подвергались несправедливости или тотальному непониманию.

Лицом к лицу с предрассудками окружающего мира

В частности, прежде чем ребенку будет выставлен диагноз, родители часто подвергаются критике, недоверию, а также в некоторых случаях оскорблениям. Существует много историй о старших родственниках, которые обвиняли родителей больного ребенка в небрежности в вопросах воспитания, или учителях, которые возлагали на родителей большую ответственность за то, что дети отставали от своих одноклассников. Случается и такое, что люди обращаются в социальные службы, потому что из-за поведения ребенка считают, что у него дома царит нездоровая атмосфера. В общем, вы никогда не подвергались и не будете подвергнуты такому пристальному изучению и осуждению, как когда у вас есть ребенок с определенными трудностями.

Родители детей-инвалидов

Другая проблема заключается в том, что многие родители не могу с легкостью рассказывать всем встречным о трудностях ребенка. Таким образом, собственное поведение ребенка в некоторых случаях вызывает неодобрение окружающих или открытую критику при пребывании в общественных местах. И, чтобы справиться с этим, от родителей больных детей требуется огромное терпение и непоколебимое чувство собственного достоинства.

Наличие ребенка-инвалида почти всегда означает, что к родителям предъявляются очень высокие требования.

В некоторых случаях может оказаться, что больной взрослый ребенок нуждается в такой же заботе и внимании, как малыши. В некоторых случаях родители тратят бесчисленные часы и материальные средства на обучение ребенка, его адаптацию к окружающей среде или на различные специальные занятия. Поэтому иногда родители застревают в «рабочем автоматическом режиме», который не оставляет места для эмоций и раздумий. Вместо того, чтобы позволить себе почувствовать и таким образом отработать горе, они попадают в ловушку постоянного беспокойства или мучительного чувства вины за то, что не делают достаточно. В этом случае существует большой риск того, что родители со временем начнут страдать от симптомов стресса.

Очень важно, чтобы родители больных детей заботились также и об удовлетворение своих собственных потребностей, а также иногда расслаблялись. Кроме того, родители больных детей не должны забывать о том, что если у ребенка-инвалида есть братья и сестры, они также должны чувствовать и получать заботу и любовь, особенно если им приходится отступать на второй план, когда времени и ресурсов родителей просто не хватает на всех и сразу.

Еще один фактор стресса родителей больных детей – это бесконечное количество усилий для получения ребенком правильной и положенной ему помощи. Не всегда подобная помощь легко доступна, и иногда родители оказываются втянуты в бег по замкнутому кругу, где разные инстанции пытаются переложить ответственность друг на друга.

Будущее

Еще одна серьезная проблема для родителей заключается в том, что дети-инвалиды должны становиться взрослыми. Ведь это не естественный сценарий будущего для любого ребенка – оставаться с родителями во взрослой жизни. И здесь проблемы касаются таких вопросов, как занятость, жилье и формирование семьи. Многих родителей также беспокоит, что трудности ребенка, с которыми он вынужден будет столкнуться, могут привести к разрушительному образу жизни.

Что можно сделать, чтобы помочь?

К сожалению, Россия не может похвастаться хорошо развитой системой социальной защиты людей с ограниченными возможностями. И, конечно, это означает, что каждому ребенку не может быть предложена идеальная помощь; бывает и так, что поддержка отсутствует вовсе или оказывается только на словах. Другая проблема заключается в том, что инвалидность сама по себе иногда является препятствием для сотрудничества. Как родитель, вы можете помочь своему ребенку, мотивируя и побуждая к действию.

Кроме того усугубляет проблему и то, что многие родители беспокоятся, что диагноз унизит их ребенка в глазах окружающих. Но на самом деле сокрытие диагноза и инвалидности ребенка часто означает, что ребенок сталкивается полным непониманием окружающими, которые ожидают от него нормального поведения. А дальнейшее противодействие открытию диагноза часто означает, что ребенку становится совершенно невозможно получить правильную и необходимую помощь.

И в заключение хочется сказать, что инвалидность – это не только проблемы. Часто родители таких детей описывают общение с ребенком как нечто особое. Поэтому крайне важно не увлекаться негативными, проблематизирующими мыслями, а также замечать все хорошие стороны ребенка и, возможно, даже положительные моменты, которые принесла с собой инвалидность, как бы трудно это не было.

Источник

Оцените статью
Умная мама
Добавить комментарий