Ознакомление с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Воспитание

Перед планированием ознакомления дошкольников с художественной литературой перед воспитателем стоит ряд конкретных задач:

1. Укажите суть и суть формирования интереса дошкольников к художественной литературе

2. На основе полученной информации выбрать средства и сформировать содержание произведения, которые будут способствовать формированию интереса дошкольников к художественной литературе и способствовать восприятию

Эффективным методом является развитие словесного творчества. Он предполагает активность детей, которая возникает под влиянием художественных произведений как определенный эмоциональный отклик, который может выражаться в создании устных сочинений, рассказов, сказок, стихов. Таким образом, существует прямая связь между восприятием художественной литературы и непосредственно художественным творчеством, при этом развивается и поэтический слух. У ребенка развивается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и осознавать их. Педагог должен научить ребенка определять жанр и понимать его особенности, чтобы уметь распознавать связь между компонентами художественных форм с учетом содержания литературного произведения.

Дети старшего дошкольного возраста должны уметь замечать выразительные средства при восприятии содержания литературных произведений. При этом происходит глубокое осмысление литературного произведения и выявление особой художественной формы, выраженной содержанием. Ребенок должен не только уметь определять жанры, но и находить специфические черты каждого из них.

Наиболее близким жанром для дошкольника является сказка.

Анализируя такие произведения, дети учатся понимать, чувствовать, не только определять смысл, но и находить глубокое идейное содержание, видеть те художественные достоинства, которые запомнятся им надолго, что будет способствовать их наибольшему увлечению литературой.

При знакомстве дошкольников со стихотворными произведениями важно учитывать то, что ребенок должен чувствовать красоту, мелодию. В этом случае возможно использование мультимедийных презентаций с применением аудиосопровождения, когда профессиональные актеры читают литературные произведения.

Знакомя детей с историческим жанром, педагог раскрывает социальную значимость этого явления, показывает взаимоотношения героев. Следить за тем, чтобы учитель обращал внимание на авторскую характеристику персонажей. Детям задают вопросы позже. При этом использование информационно-коммуникационных технологий будет рациональным. С помощью презентации каждый вопрос сопровождается иллюстрацией.

Читайте также:  Опасные покупки для новорожденного

Знакомясь с литературой, перед учителем-воспитателем стоит ряд задач:

– воспитывать детей в любви к книге, художественной литературе в целом;

– способствовать развитию художественного образа и поэтического слуха;

– через произведения искусства способствовать воспитанию чувств, пониманию языка сказок, рассказов или стихов.

Анализ литературы необходим не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения жанра, к которому относится данное произведение.

Если учитель работает целенаправленно, в результате у большинства детей разовьется поэтический слух. У каждого ребенка будет повышаться внимание к слову, его точности, уместности употребления в определенном контексте, и в конечном итоге это будет способствовать развитию критического отношения к собственной речи и ее совершенствованию.

Работа педагога подразумевает несколько этапов, один из них – создание предметно-развивающей игровой среды.

Ознакомление с художественной литературой для детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Воспитатель организует книжный уголок. Интерес детей к книгам будет зависеть от того, насколько интересно и ярко она оформлена.

Ознакомление с художественной литературой для детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

В этом уголке также есть комплексная тематическая планировка, примерный календарь праздников, сезонность, научно-популярная литература для детей, классическая литература, обязательно литература о природе, сборники произведений различных жанров (фольклор, проза, поэзия и другие).

В таком уголке должны быть разные виды книг: развлекательные, которые веселее, например, книжки-игрушки, книжки-картинки с игрушечными элементами, книжки-панорамки. В раннем дошкольном возрасте эти книги вызывают большой интерес у детей. Иллюстрация и дизайн важны

Интересно будет использовать театральные приемы, например, пальчиковый театр, театр кукол или театр с непосредственным участием детей. Спектакли созданы на тему понравившихся им эпизодов в литературных произведениях. При этом уместно привлекать родителей к подготовке таких мероприятий, например, к созданию костюмов или совместному запоминанию некоторых конкретных элементов спектакля. Родители могут помочь с украшением.

Ознакомление с художественной литературой для детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Чтобы дети научились различать литературные жанры, помогают определенные развивающие игры. Например, «Сочини загадку», «Спрячь сказку» в геометрической фигуре, лотосе, домино по мотивам фольклора и авторских произведений.

Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору необходимо привлечение средств массовой информации разного характера, в том числе музыкальных, например, использование компакт-дисков, аудиофайлов, а также традиционных инструментов (ложки, барабаны, глокеншпиль и погремушки). Такие инструменты можно использовать в играх, инсценировках, инсценировках или музыкальных и литературных концертах.

Читайте также:  "Мой ребенок не должен знать о войне. Ему ещё рано ..."

В соответствии с методиками пособия Гриценко З.А рациональным будет создание литературного кружка.

Для реализации поставленных задач по формированию интереса к чтению используются формы малого фольклора, в которых присутствует национальный колорит. После прочтения можно создать театрализованную постановку и презентацию, в которой будет рассказано об особенностях этого городка.

Дети с удовольствием отгадывают загадки, читают, повторяют за учителем, скороговорки, которые разучивают сначала в медленном, а затем в ускоренном темпе, что также формирует речевые навыки.

Следующий этап – развитие через художественную литературу у детей интереса и доброжелательного отношения к окружающим. Дети знакомятся с особенностями внешности своих сверстников, определяют некоторые черты характера, при этом воспитатель следит за тем, чтобы этот процесс осуществлялся максимально тактично. Дети называют любимые занятия друг друга.

Художественные произведения знакомят детей дошкольного возраста с обычаями и традициями русского народа, что впоследствии способствует развитию патриотизма, формированию представлений о том, что такое Родина.

В педагогическом процессе важно детское экспериментирование, что следует из содержания художественного произведения. Например, чтение создает проблемную ситуацию, которую дети решают. Поэтому возникает потребность в новых знаниях или неизведанных способах действия. Проблемные ситуации используются для того, чтобы вызвать интерес к факту, событию, описываемому в пьесе, при этом детей необходимо направить на активный поиск ответа. Наконец, делайте выводы сами.

Поэтому при таком комплексном подходе у детей развивается воображение, фантазия, образное мышление, эмоциональный мир.

После изучения литературного произведения для усвоения материала можно наметить отдельные фрагменты сюжета, предметы, которые упоминались в произведении. При этом сочетаются различные виды художественной деятельности: рисование, рукоделие, конструирование и др.

Возможно подключение к процессу других преподавателей, например по музыке, которые подберут подходящее музыкальное сопровождение для презентации. Учитель физкультуры поможет организовать занятие по физкультуре с тематической направленностью.

Читайте также:  Ребёнок повторяет одно и то же действие бесконечно много раз: что это значит?

Эффективно оформление информационных стендов с соответствующими рекомендациями для чтения: «книга на выходные», «летнее чтение» и т д. Обязательно проведение выставок детского творчества по мотивам произведений искусства.

Ознакомление с художественной литературой для детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Небольшое напоминание поможет. Например, такие как: «Как организовать семейное чтение», «Формирование детской библиотеки дома», «Чтение с детьми». В своем роде это агитационные брошюры, которые имеют некоторое влияние, но в то же время не перегружены информацией.

Подводя итог, можно кратко сформулировать необходимые условия для формирования и ознакомления детей с художественной литературой:

– Создание книжного уголка или мастерской по ремонту книг – «Книжная больница»;

– Создание театрального уголка;

-мини-музей детской книги;

– совместная деятельность воспитателя и родителей;

– производство самодельных книг;

– приобщение детей к окружающему предметному миру;

-художественное творчество (конкурсы детского рисунка, лепка и др);

– словарное творчество (самостоятельно придумывать литературные произведения);

– организация досуга и проведение различных тематических мероприятий (КВН, конкурсы, загадки, викторины, литературно-музыкальные праздники, экскурсии, тематические посещения музеев);

– самостоятельная деятельность детей, которая должна включать организацию ролевых игр, инсценировку, художественное творчество.

– опрос родителей;

– литературные вечера, конкурсы, совместные вечеринки, консультации.

#дети #образование #лань #планирование #как воспитать ребенка #чтение #детская литература #книги #школа и родители

Фонтан

Оцените статью
Умная мама
Добавить комментарий