Мурлыкайте на здоровье! Простые логопедические упражнения на постановку звука Р

    Многие логопеды говорят, что научиться произносить звук Р, пожалуй, самая сложная проблема для маленьких детей. Однако есть те ребята, которые справляются с этой задачей, но не без помощи специалистов. Родители тоже могут помочь детям в этом вопросе.

    В соответствии с принятыми нормами развития ребенка уже в 4,5 года он может произносить практически любые звуки, кроме «П» и «Л», для них сделано исключение: дети могут научиться произносить их с возрастом от 5-6 лет.

    Почему этот звук сложный?

    Этот звук считается самым трудным для получения в русском языке. Причин несколько:

    1. Должна быть адекватная амплитуда, с которой будет двигаться язык.
    2. Задействован голосовой аппарат.
    3. Также важна вибрация, создаваемая трением языка о нёбо.

    Глядя на такие внушительные условия, неудивительно, что многие дети и взрослые страдают от этого языкового несовершенства. Наиболее распространенные искажения этого звука, которые встречаются среди молодого поколения, – это просто передать его словами.

    Например, в таких словах, как: вместо красного (к_асный), вместо гречки (г_ечка), вместо бархата (ба_хат). Обычно эти люди слышат любые звуки, например L, Y или даже Y, кроме R. Ledisk (редис), kayawai (буханка), лисички (рисунок) и рычаги (рычаги).

    Еще одним недугом может быть произношение самого звука, но для него характерна мягкость или вибрация, маневренность. То есть ребенок произносит слова, но звук не твердый и «взрывной», что очень характерно для французского произношения.

    Как проверить речь ребенка?

    После того, как вы, дорогие родители, усвоили «симптомы» неправильного произношения, давайте попробуем протестировать речь ребенка. Во-первых, лучше всего попросить произнести сам звук П, не входящий в состав какого-либо слова. Также попросите произнести с вами следующий набор слов: корона, репа, трамвай, радость, приказ и другие, в которые входит эта буква.

    Если ребенку сложно произносить звук по отдельности, как описано в первом задании, лучше всего будет попрактиковаться в произношении одиночного R как ra-ro-ri-ry-o-ir-ar-ur.

    Поскольку в статье речь идет о домашнем обучении ребенка, следует помнить одно правило. Даже если вы, дорогие родители, со всей теплотой и любовью решили научить своего ребенка правильному произношению звука P самостоятельно, чтобы способствовать его умению читать стихи всем утренникам в детском саду, вам все равно понадобится хотя бы один консультация с мудрым опытом и знаниями специалиста, потому что для этого может быть много причин.

    Начиная с недоразвитого или недоразвитого артикуляционного аппарата, бездействия языка, заканчивая обычной уздечкой. Да, даже такая, казалось бы, незначительная деталь нашей ротовой полости может испортить любую речь, стих, анекдот, наполненный большим содержанием звука R. И это может определить только человек, специализирующийся в данной области.

    В значительной части таких случаев «виновато» недоразвитие уздечки: на самом деле язык просто не достигает твердого неба, что вызывает затруднения при произнесении не только звука П, но и других. К счастью, этот недостаток можно легко и плавно нейтрализовать с помощью специальных упражнений и даже массажа!

    В других, менее частых случаях виновата «длинная уздечка», которая также затрудняет произношение из-за того, что язык становится неактивным, как это ни парадоксально. Тогда на помощь придет операция по разрезанию уздечки. Это настолько неоднозначная проблема, которую способен решить специалист: вырезать или сделать необходимые упражнения.

    Но не беспокойтесь, дорогие бабушки, дедушки и бабушки, родители! Теперь врачи отдают предпочтение менее травматичным методам адаптации и рекомендуют растягивать уздечку благодаря упражнениям, направленным на улучшение гибкости языка.

    Какие еще могут быть проблемы

    Однако причиной может быть не только наличие уздечки. Например, бездействие артикуляционного аппарата. Разберемся, что это такое для начала.

    Читайте также:  Воспитание в ребенке ответственности

    Все слышали это выражение, но мало кто может точно сказать, что входит в этот аппарат. Небо, голосовые связки, резонирующие полости, нижняя и верхняя челюсти, губы – вот что помогает нам воспроизводить желаемые звуки и слова.

    Если это причина, ребенку можно помочь помимо упражнений . барабанная дробь – ГРИМАС!

    Да, именно гримасничая, ребенок может произносить звуки.

    Но вам не нужно просто строить смешные или страшные рожи, просить ребенка крутить языком трубочкой во время игры или пытаться дотянуться языком до подбородка или носа, это широкая улыбка в стиле Чешира кошка также поможет укрепить и развить поперечнополосатую мускулатуру и двигательную функцию перечисленных выше органов речи.

    Другой причиной могло быть нарушение фонематического слуха. Сам термин был предложен психологом и включает в себя целую фонетическую теорию. Он основан на понимании и анализе ребенком языка взрослого и его имитации. В том случае, если произошел какой-то сбой, нарушение проявляется в том, что ребенок путает звуки и слова. Например, плохо умеет различать глухие, мягкие и жесткие звуки: дерево – дерево, курица – цыплята, любовь – любовь.

    Следующий шаг – сбой речевого дыхания. Обратите внимание, что этот тип дыхания участвует в нормальном звукоизвлечении. Часто причинами расстройства становятся ЛОР-заболевания:

    • синусит;
    • тонзиллит;
    • воспаленные миндалины.

    Чтобы искоренить эту проблему, нужно заниматься гимнастикой, сочетающей речевые движения. Как бы вам ни хотелось, но и здесь вам понадобится помощь логопеда. Он подберет специальную тренировку, направленную на исправление речи.

    Что касается исследований, то способность произносить определенные звуки зависит не только от двигательной функции артикуляционного аппарата, но и устанавливается на генетическом уровне. Дикция может быть не из-за речевой системы, поэтому проконсультируйтесь с логопедом и начните ежедневные тренировки.

    Что за логопедические упражнения?

    Этот тип упражнений будет необходим, когда ребенку уже около 6-7 лет, но он еще не умеет мурлыкать или рычать и не проявляет особого энтузиазма. У этих детей в зоопарке есть киокодиле, в небе летают волонтеры, а ковы дают вкусное молоко.

    Итак, что вам даст консультация логопеда? Во-первых, специалист сможет проанализировать и изучить проблему «изнутри», то есть поймёт и расскажет, что именно послужило причиной дефекта речи, ведь причин, описанных в этой статье, много. Во-вторых, логопед, исходя из проблемы, подберет специальный комплекс упражнений, который можно будет выполнять с ребенком.

    Однако, помимо специализированной тренировки, существует общий комплекс упражнений, способствующих развитию произношения звуков и слогов. Но будьте готовы к тому, что занятия с крохой затянутся на год, а может и на два года, если каждый день тратить на это около получаса!

    Обычно тактику развития правильной речи делят на несколько этапов:

    • изначально нужно научить ребенка произносить сам звук, кроме слов.
    • второй шаг – уже произнести те самые слова, в которые входит эта буква.
    • а в конце вы можете практиковать фразы или скороговорки, составленные из вышеперечисленных слов.

    Как это ни печально, но обычная картина такая: родители нависают над ребенком, давят на него, убеждают немедленно произнести скороговорку, а когда он терпит неудачу, они тоже злятся, что пагубно сказывается на на психику ребенка.

    Читайте также:  С какого возраста начинать заниматься с ребёнком и почему мы рекомендуем занятия с пелёнок?

    Помните, что эта тактика уже обречена на провал, так как это только «поможет» ребенку замкнуться или вообще перестать говорить.

    Мурлыкать на здоровье! Простые логопедические упражнения для установки звука P

    Секрет победы в терпении и работе

    К сожалению, занятия логопедом будут непростыми, и вы не сможете произносить речь быстро. Путь начинается с основ, будь то ежедневные игры по произношению или упражнения, результатом должно быть полное произношение буквы P словами. Объективно для обучения ребенка плаванию требуется гораздо меньше усилий, ведь речь идет об артикуляционном аппарате, а не о движении конечностей в воде.

    Одно важное правило, которому не следуют большинство преподавателей, – это развлечение. Младенцы и малыши всегда в пути и играют (при том, что они интересуются собой). Та же методика должна применяться в обучении, ваша задача – показать ребенку, что обучение интересно. Придумывайте игры, заставляйте ребенка испытывать самые положительные эмоции, чтобы ребенку было весело и интересно. Помните, не стоит дразнить, шутить и тем более ругать ребенка за неправильное произношение. Попробуйте выбрать разные игры, иначе ребенку быстро надоест и он перестанет в них играть. Учтите, что для вас это легко и просто, но для ребенка это может быть болезненно, постепенное нарастание звука P – главная задача, поторопитесь – ничего не выйдет. И помните, положительный результат – это терпение.

    Значимые процессы для разминки

    Всегда прогревайтесь перед работой. В нашем случае нагрев нужен для разогрева суставного аппарата.

    Некоторые из основных упражнений на разминку:

    Кисть для упражнений «Кисть для рисования» подготавливает язык к перемещению от верхних зубов к нёбу и ближе к мягкому нёбу. При этом малыш должен улыбаться. Сделано 10 раз.

    Маятник. Условия почти такие же, открываем рот и держим улыбку, потом высунем язык и просим повернуть его из стороны в сторону, то есть касаемся кончиком языка в левом углу рта, затем вправо и т д примерно 15 раз.

    Гармонический. Работаем в том же порядке, открываем рот и просим коснуться языком верхнего неба, как будто хотим произнести слог «н», затем открываем рот и закрываем его. Повторить 10 раз

    Чистка зубов. Пожалуйста, открой рот и улыбнись. Языком пробегаем по внутренней стороне зубов в противоположных направлениях до 10 раз, языком касаемся каждого зуба изнутри, как если бы проверяли на месте или нет.

    Упражнение: летит комар. Здесь мы будем пародировать насекомое как комар (очень понравится детям). Открываем рот, улыбаясь, пачкаем язык у основания внешней части верхних зубов и произносим звук «зззз…». Так что давайте возьмем язык к небу и снова “фу-зз…”. 20 раз с каждой стороны.

    Но, как уже говорилось, это всего лишь разминка, для точного произношения буквы П уже следует использовать специальные упражнения. Помните, что нагревание предрасполагает к «разогреву» мышц связок, суставного аппарата и удлиняет уздечку.

    Мурлыкать на здоровье! Простые логопедические упражнения для установки звука P

    Работа над произношением р

    Следующие задания отлично подходят для ежедневных гимнастических тренировок, которые приведут к быстрому улучшению произношения:

    • Подносим язык к началу верхних зубов, допустим буква «д», в промежутке 1-2 секунды просим глубоко выдохнуть, издавая при этом звук «дддд…». Слышимость буквы «Р» не ожидается, но приблизительное ощущение языка на вибрацию появится, что со временем приведет к улучшению произношения.
    • Вибрации создадим детской лопаткой, которую можно купить в любой аптеке, интернет-маркете. Взяв шпатель в руки, осторожно проведите кончик языка поочередно в верхней части рта и в нижней, в данный момент задача ребенка – создать звук «Жжжжж», а наша – имитировать вибрацию рта язык шпателем. Все движения шпателем нужно делать медленно и осторожно, у детей очень слабые слизистые оболочки на небе. И посмотрите на дыхание малыша, если он делает глубокий вдох, значит, дыхание должно быть глубоким.
    • Также шпатель пригодится в последнем упражнении. Поднося язык к горлу, просуньте его под язык и потяните влево, затем вправо, имитируя вибрацию, на этот раз ребенок произносит звук «зззз». Чтобы убедиться в правильности этого действия, вы должны отчетливо услышать звук «ррррррр». Ты чувствуешь это? Перепроверьте правильность и попробуйте еще раз, но лучше обратиться к специалисту (логопеду).
    Читайте также:  Как научить ребенка слышать с первого раза

    Кроме того, чтобы в будущем избежать проблем с такими словами, как: рифма, Рим, Рига, вы должны повторить то же упражнение лопаткой, только скажите не «zzzzz», а «z-ziii»

    Вот исторический факт. У Владимира Ильича Ленина был такой маленький недостаток, как слюни – он в детстве не произносил букву П. Ему пришлось учиться уже в зрелом возрасте, некоторые очевидцы из прошлого распространили слух, что он сидел в своей комнате, запирался и произносил слова на букву R. Поскольку D и R чувствовали себя почти одинаково, он произносил слова на букву R и D вместе, то есть драбант, закваска, дракон и т д

    Мурлыкать на здоровье! Простые логопедические упражнения для установки звука P

    Вы будете прекрасным учителем!

    Напомню, что дети стремятся повторять за взрослыми, просто дайте волю! Поэтому по возможности не поленитесь и покажите пример, как произносится звук Р. Даже таким простым способом можно немного ускорить обучение, ведь вы – самый главный авторитет в жизни ребенка.

    Необязательно смотреть на него сверху, лучше наклониться поближе, чтобы ребенок уловил мельчайшие детали того, как произносятся слова. При этом проявите немного больше терпения, так как настройка звука P занимает не несколько недель, а месяцы и даже годы. Будьте таким добрым, понимающим и веселым родителем, которого так любят дети. Делайте все по порядку:

    • Если ваши труды окупились и вы заметили, что ребенку уже намного легче произносить звук П, плавно переходите на слоги: -ар-или-уру-ару-ири-иро-ора. Пригодится любой слог, главное, чтобы буква была не только в одном месте.
    • Следующим шагом будет более сложный шаг – переходите к словам, которые объединяют проблемную букву. Например, потренируйтесь с простыми словами: «корова, морковь, корабль, керосин, дорога». И снова запомните правило места: буква P должна быть в разных местах, а не только в середине или в конце.
    • Последний шаг – самый сложный. Придется складывать слова целыми предложениями. Когда вы уже понимаете, что малыш готов как эмоционально, так и физически, переходите к завершающему этапу. Здесь уже можно связать скороговорки, но это тогда, когда ребенок будет чувствовать себя свободно в разговорах и обсуждениях.

    Факт

    родители часто преувеличивают языковые проблемы. Нанимаются логопеды, родители злятся, все это в сочетании с незнакомой атмосферой давит на ребенка, никак не помогая. Прекрати скорее.

    Если вы любите своего ребенка и беспокоитесь о нем, отнеситесь к проблеме легче и трезво. Только так вы сможете превратить свою практику произношения в увлекательную игру, которая вызовет интерес и поможет улучшить свои навыки.

    Неважно, научится ли ребенок правильно произносить звуки или нет, потому что он получит ценный опыт преодоления препятствий в легкой и увлекательной форме.

    Оцените статью
    Умная мама
    Добавить комментарий