Как учились в России имперского периода? Розги, холод и «Циркуляр о кухаркиных детях»

Воспитание

Жизнь старшеклассника в 19 и начале 20 века сопровождалась многими суровыми испытаниями: от угрозы порки или заключения в карцер до дисциплины и барачного холопства, что сопровождалось публичными унижениями.

Одним словом, обучение было действительно трудом и в то же время весьма дорогостоящей процедурой, далеко не всем доступной. Воспоминания о том времени, что касается воспитания, полны неприятных и удручающих подробностей, которые чуть ли не то и дело сваливались на головы бедных подростков: шаги, комнаты, где одеяло примерзало к кровати, ранние встающие и очереди в ванную и туалет, скудная и некачественная еда, тупые, жадные и жестокие учителя…

Условия, в которые помещались студенты, действительно не были приукрашены, хотя в конце 19 – начале 20 веков они заметно смягчились. Однако любой учащийся гимназии мог считаться представителем элиты, привилегированного класса, на фоне лишенных таких возможностей сверстников из числа простых горожан, а тем более крестьян.

Образование не для всех

Дело в том, что всеобщая система образования появилась в нашей стране после Февральской революции, сначала в виде постановления правительства, которое на практике было реализовано только большевиками в 1920-х годах.

И на протяжении всего существования империи образование было очень ограниченным и ориентировалось на элиту – дворянство и купечество, тогда как 9/10 населения было лишено такой возможности и даже не умело читать и ставить свой знак.

Как вы учились в России в имперский период? Розги, холод и циркуляр «Дети повара

Например, по данным первой Всероссийской переписи населения 1897 г., 2/3 населения империи в целом оставалось неграмотным, но и в оставшейся трети не менее половины умели читать и писать, в лишь бы они умели ставить свою подпись и имели устный счет до десяти.

  • Семилетние гимназии были одними из самых престижных и уважаемых учреждений среднего образования, где классическое образование получали дети из самых уважаемых и богатых семей, от дворянства и мещан до удачливых купцов и интеллигенции.
  • Существовали также роялисты – учащиеся королевских школ, где латынь и греческий язык были заменены новыми иностранными языками, такими как французский, английский и немецкий (как правило, преподавали два новых и один старый, в отличие от гимназий, где вдобавок к двум мёртвым языкам дали «полумёртвый», на весьма посредственном уровне).
  • Третьим «классом» были земские школы.
Читайте также:  ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ВНИМАНИЯ

Путь в университеты был открыт только для выпускников средних школ; роялисты могли войти только после переориентации.

Почему публика в гимназиях была такой монолитной и среди учеников не было простых людей? Речь идет о финансовом цензе: годовой оклад примерно соответствовал годовому окладу фабричного рабочего, и на фоне растущего благосостояния населения Империи Силы Министерство просвещения неустанно пыталось повысить плату за обучение для отрезания разночинцы.

Как вы учились в России в имперский период? Розги, холод и циркуляр «Дети повара

В 1887 году такого рода ограничительная политика достигла апогея: постановление правительства, получившее название «Циркуляр о детях Кука», рекомендовало администрации учебных заведений воздерживаться от приема бедных детей, даже если они были одарены от природы. Чиновники считали, что образованная беднота создаст в России серьезную революционную ситуацию, что в итоге и произошло.

Железная дисциплина

Те счастливчики, которым удалось пройти через сито ЕГЭ и оплатить первый год обучения, столкнулись с суровой реальностью. В образовательных организациях были широко распространены телесные наказания за самые мелкие проступки.

Причем подразумевались не только учащиеся младших классов, но и молодые люди поощрения: учитель не мог ни с того ни с сего, исходя только из произвола и собственного желания, заставить их раздеться, «сломаться» на глазах у всех и должным образом выпороли.

Как вы учились в России в имперский период? Розги, холод и циркуляр «Дети повара

Такие вещи не способствовали укреплению нравственности и нравственности.

Некоторые либералы в правительстве понимали это и предприняли серьезные шаги по отмене или, по крайней мере, сокращению использования порки и других подобных методов. В 1864 г., с принятием нового Устава, наказания были официально запрещены, хотя неофициально они применялись вплоть до падения империи в 1917 г.

Было, например, распространенной практикой, когда репетиторы физкультуры приходили к ученикам домой, сообщали о них родителям, я советовал им пользоваться слуховыми аппаратами или любезно предлагал свои услуги в этом плане (некоторые даже умудрялись заработать) таким образом зарабатывая две копейки на плетях!).

У роялистов были те же правила, но в земских училищах никто не оглядывался на устав: учителя, если у них было желание, пороли своих учеников с тем же рвением, что и до реформы. И не жаловались, потому что дома в лучшем случае добавили бы к нему ремень на том же месте.

Читайте также:  Прокачиваем мышление и логику

Забавная иллюстрация нравов, существовавших в то время: когда проект Устава 1864 г дошел до немецких и английских газет, там прокатилась волна публикаций, обличающих русское варварство: английские и немецкие учителя в один голос кричали, что. телесные наказания нельзя запрещать!

Как вы учились в России в имперский период? Розги, холод и циркуляр «Дети повара

Девочки учились отдельно, но строгость там отрабатывалась примерно так же.

Еще одним популярным и весьма распространенным наказанием был арест в карцере: помещении без окон и часто без света, где арестованный мог сидеть один до суток.

Жизнь старшеклассника была связана множеством правил. Например, даже во внеурочное время ученик должен был носить форму, выходить из дома только после определенного часа, посещать театр и сидеть на скамейках. Встретив на улице боевого офицера в звании выше майора, гимназисты вынуждены были низко, по пояс, поклониться военному. Те, кого не предупредили, были в шоке от этого.

Вера в Бога и латынь

Воспитательный процесс был очень консервативен и направлен на формирование правильных мировоззренческих установок. Учащиеся должны были воспитываться в духе верности императорской династии и православной вере, поэтому учебные дни начинались с пения государственного гимна, а до 20 % учебного времени занимали уроки Закона Божия которые не только закладывали основы нравственности, но и идеологически «раздували» детей.

Веру, правда, можно выбирать самостоятельно: в 1829 году Николай I установил, что назначение законоучителя зависит от конфессиональных предпочтений учеников.

Как вы учились в России в имперский период? Розги, холод и циркуляр «Дети повара

Другое дело латынь. Классические гимназии были названы так потому, что основой образования здесь была классика: старые мертвые языки, греческий и латынь, которые должны были учить все.

Эти меры были не самыми действенными и вызывали нарекания и противодействие: латынь ненавидели, греческий презирали (несмотря на то, что к нему прилагались произведения классиков античной литературы), а закон Божий лишь вызывал с каждым разом все больше скептицизма со временем.

Читайте также:  Семейные тренировки: самый простой способ замотивировать себя к спорту

В воспоминаниях студентов русского думского периода и более ранних лет содержится немало уничижительных черт этих дисциплин, а среди старшеклассников считалось ценным пропустить урок или вместо заучивания церковных текстов почитать детектив или поиграть в карты в класс. В общем, неудивительно: дети прекрасно чуют фальшь.

Подписывайтесь на мой ютуб канал!

ПОДПИСЫВАТЬСЯ

Читайте также:

✅ Где учатся самые талантливые дизайнеры Британии?

✅ Лучшие книги по урбанистике, которые сделают вашу жизнь в больших городах приятнее

✅ Онлайн или удаленно: в чем разница?

#дети #образование #история #образование #воспитание #россия #учеба #школьное образование #религия #интересные факты

Источник

Оцените статью
Умная мама
Добавить комментарий