Как видит мир новорожденный

Полезно знать

Попробуйте ответить на вопрос: “Что знает и умеет совсем маленький ребенок?”, то есть, какова его компетентность относительно вашего мира. В большинстве случаев этот вопрос вызывает недоумение и встречный вопрос: “А разве он что-нибудь понимает и умеет, кроме того, что есть, спать и пачкать пеленки?” Вы, наверное, удивитесь, узнав, что за последние десятилетия наука открыла множество поистине уникальных возможностей и способностей младенца, о которых еще в начале нашего века никто не подозревал.

Психологи, физиолога, медики установили, что психическая жизнь ребенка начинается задолго до момента рождения (в пренатальном периоде). Именно в это время происходит формирование, по-существу, всех видов чувствительности.

Примерно в 8,5 недель жизни плода возникает первый вид чувствительности – тактильная и кожная (чувствительность к прикосновению). Вся же кожная поверхность тела плода готова к приему тактильной информации на 14 неделе, то есть задолго до того, как этот вид чувствительности понадобится ребенку в сложном процессе познания окружающего мира.

Чувствительность, возникающая в мышцах, сухожилиях, суставах также развивается чрезвычайно рано. Установлено, что специальные “датчики”, сигнализирующие о состоянии мышц, начинают функционировать к 4-му месяцу жизни плода. На 10-й педеле закладываются вкусовые точки языка, и ребенок, родившийся преждевременно, па 6-7-ом месяце беременности, способен различать соленое, горькое, кислое и сладкое. Многочисленные факты свидетельствуют о возможности плода воспринимать звуки и даже отвечать на них движением. Так, каждая будущая мать может заметить, что ребенок отчетливо “вздрагивает” в утробе при резком и громком звуке. Таким образом, задолго до рождения ребенка его органы чувств способны получать информацию об окружающей среде. Более того, эта способность реализуется в конкретных условиях жизни плода.

Еще до рождения ребенок ощущает прикосновения к различным участкам своего тела при движениях матери. Он воспринимает изменения температуры, испытывает вкусовые и обонятельные воздействия. Особенно богата слуховая среда плода, поскольку он находится в жидкости, обладающей способностью передавать звуковые колебания в значительно большей степени, чем воздушная среда. Поэтому еще до рождения ребенок слышит не только звуки, идущие извне, но и топы сердца матери, ее голос. Ученые пришли к выводу, что развитие до рождения не просто сводится к формированию отдельных органов чувств, а заранее настраивает органы чувств ребенка на встречу с внешним миром.

Вместе с чувствительностью развиваются мышечный аппарат и некоторые нервные механизмы, обеспечивающие работу безусловных рефлексов, необходимых ребенку для выживания. Многие из этих рефлексов вы можете наблюдать у новорожденных. Малыш закрывает глаза в ответ на яркий свет или хлопок руками возле головы. При прикосновении к уголку рта с какой-либо стороны ребенок поворачивает туда головку, а при вкладывании пустышки в рот начинает ее сосать. Все это – врожденные приспособительные реакции, жизненно необходимые малышу.

Затем начинается длительный процесс созревания центральной нервной системы, а вместе с ней совершенствуется и высшая нервная деятельность. Но вот, что интересно: для созревания центральной нервной системы необходимо ее активное функционирование. Это значит, что окружение малыша с самого начала должно быть организовано так, чтобы его органы чувств были “загружены” соответствующей информацией, чтобы ему “было на что посмотреть, что услышать и почувствовать”. Ведь новорожденный способен получать информацию из окружающего мира и особым образом на нее реагировать. Если не учитывать потребностей ребенка в активных воздействиях и новых впечатлениях, оставлять его в закрытой ширмами кроватке, подходить и брать на руки только для кормления, – ваш малыш будет воспитываться в условиях сенсорной денривации (недостаточной информации о внешнем мире). Возможно, он будет спокоен и нетребователен, но вы должны знать, что отсутствие активности, интереса к окружающему миру, погруженность в “растительное” существование – свидетельство серьезного искажения развития.

Многочисленные наблюдения опровергли бытующее мнение, будто в первые дни жизни младенцы спят в течение двадцати четырех часов в сутки. Оказалось, что хотя они бодрствуют небольшими промежутками времени, в совокупности это составляет иногда несколько часов.

Каким же видит окружающий мир новорожденный?

Техническая оснащенность исследований позволила выявить поистине сенсационные факты. Прежде всего было опровергнуто представление о том, что новорожденный видит все “вверх ногами”, не различает отдельных предметов, а воспринимает их как “нагромождение разноцветных пятен”. Теперь стало ясно, что хотя зрительный аппарат новорожденного еще очень несовершенен, он позволяет ему адекватно воспринимать окружающее в трехмерном пространстве и даже различать форму того, что он видит. В своих исследованиях американский психолог Фаттц показал, что уже в первые педели жизни младенцы обнаруживают неодинаковое отношение к зрительным стимулам. По локализации и длительности фиксации зрачка определено, что малыши пяти-ссмидиевпого возраста чаще и дольше смотрят па предметы более сложной формы, предпочитая сложные, движущиеся и объемные фигуры. То есть, новорожденный изначально готов к восприятию человека, матери. Не менее важные и интересные сведения получены также о слухе новорожденных. Оказывается, малыши не только умеют воспринимать звуки, но и различают их по высоте. Особую же чувствительность они проявляют к звукам человеческой речи.

Что самое удивительное, – младенцы предпочитают осмысленную связную речь набору бессмысленных слогов, а прослушивание своего собственного голоса, записанного на пленку, способно их успокоить, даже если они перед этим неудержимо плакали.

Известный швейцарский психолог Жан Пиаже, изучавший интеллектуальное развитие младенцев, наблюдал у детей примерно в трехмесячном возрасте такую сложную мыслительную способность, как отделение средства от цели. В опытах другого психолога Дж. Уотсоиа описано, как дети еще младше – всего двух месяцев от роду – научились приводить в действие подвижную игрушку, двигая головой по подушке особой конструкции. Итак, взрослые при уходе за младенцем имеют дело не с существом, которое ничего не знает и не умеет, подрастая, словно растение при хорошем уходе, а с чем-то гораздо более сложным, – внутренне организованным, одаренным спонтанной активностыо.

В последнее десятилетие широко развернулось изучение синхронизации сложных действий взрослого (обычно матери) и младенца. При изучении простейших игр взрослого с малышом младше 4-х месяцев было обнаружено, что ребенок участвует в них с помощью взгляда. Он то смотрит па взрослого, показывающего “козу” или делающего “ладушки”, то отводит взгляд в сторону, а затем снова устремляет его в лицо взрослого и этим помогает определить темп и ритм движений и действий старшего партнера.

После 4-х месяцев младенцы регулируют взаимодействия не только взглядом, но и жестами. Опыты американского психолога У. Копдопа обнаружили способность новорожденного уже в первый день жизни двигаться в такт с речью взрослого, наподобие тому, как это делают взрослые слушатели. Любопытны кинозаписи движений головы у глядящих друг па друга трехмесячного ребенка и взрослого: движения матери и младенца – это очень точно сочетающиеся взаимные приближения и отступления, составляющие как бы своеобразный “вальс”. Образ танца, “неуловимого балета” упоминают многие авторы, пытающиеся передать свои впечатления от непроизвольных синхронных движений младенцев при звуках осмысленной речи, при взаимодействии с матерью. Это поразительно тонкое и точное совпадение их жестов, стройная гармония взаимодействия, конечно, не осознается не только ребенком, но и его старшим партнером. Да и психологу она открылась лишь благодаря сложной математической обработке и анализу с помощью специальных технических средств. И тем не менее, синхронизация поведения – по-видимому, важнейший факт психологии младенчества, установленный в последние годы.

Для чего же нужны все эти сложные возможности и способности новорожденному, если он ведет такой простой, казалось бы, “образ жизни”? Известный специалист по детской психологии М. И. Лисина так ответила на этот вопрос: все, чем располагает ребенок, необходимо ему для выживания. Без взрослого младенцу не удастся этого сделать.

Источник
Оцените статью
Умная мама
Добавить комментарий

  1. Ольга

    Спасибо за статью, очень радостно знать каждой маме о том, что ребёнок очень талантлив до и после рождения и нужно развивать эти задатки ежедневно играя. Мои девочки уже пинаясь реагируют на музыку и мои эмоции. Будем

    Ответить