Как передаются родительские послания

Воспитание

Продолжим начатое в прошлую среду – про родительские послания и ранние детские решения (публикую главы из будущей книги). Первая часть тут

Итак.

Сегодня говорим о том, как передаются родительские послания и как ребенок их принимает.

Вряд ли можно представить родителя, говорящего ребенку «Не будь здоровым», или «Не живи», если только родитель не психопат.

Родитель передает эти послания неосознанно.

Как правило, эти установки передаются невербально – т.е. не произносятся вслух. И сам родитель обычно не осознает, что он их передал.

Например:

Мать заботится о ребенке, когда он болеет, а когда ребенок здоров — почти не уделяет ему внимания (потому что работает на двух работах, чтобы обеспечить семью). Ребенок замечает, что когда он болеет, то получает маму рядом, а когда он здоров, то мамы рядом нет. Таким образом он получает послание "не будь здоровым" и принимает решение «я буду болеть, чтобы получить внимание и заботу».

Потребность в контакте, внимании и заботе – важнейшая для ребенка, и он находит "компромиссное решение", каким образом достичь своей цели.

Или.

Отец критикует ребенка за любую оплошность, постоянно поправляет его и указывает на недостатки. Ребенок замечает, что его постоянно поправляют и делает вывод “я ничего не могу сделать нормально сам”. Таким образом он получает послание "не делай" и принимает решение “Я не буду ничего делать сам, чтобы избежать гнева в свой адрес и наказания”.

При этом ребенок не осознаёт в полной мере этот процесс, в котором есть и запрет от родителя, и детская потребность, и компромиссное решение этого конфликта.

Послания могут быть переданы через действия или бездействие родителей, через их мимику, через интонации голоса, а иногда и через истории, которые они рассказывают. Иначе говоря, через отношения, которые есть между ребенком и родителем.

  • на что родители обращают внимание, и что игнорируют
  • за что поощряют ребенка, и за что наказывают
  • в каких случаях уделяют ребенку внимание и заботятся, а в каких случаях им не до ребенка
  • какие эмоции и чувства испытывают и демонстрируют ребенку
  • какие чувства и эмоции разрешают ребенку, а какие запрещают
  • что показывают своим примером
  • что рассказывают ребенку об обстоятельствах его появления на свет («миф о рождении»)

Поговорим про миф о рождении подробнее.

Миф о рождении:

Это семейная история, каким образом ребенок появился на свет. Ребенок может быть долгожданным и выстраданным. Или случайным, нежеланным. Или рожденным потому что так положено и всем нужно завести детей.

“Ты появился и ты посланник небес для меня, ты смысл моей жизни” – говорит родитель. Для ребенка это звучит почётно, приятно быть долгожданным и смыслом жизни. Но в этом же есть ловушка для ребенка, потому что таким образом родитель перекладывает на ребенка ответственность за своё счастье, свою жизнь и её смысл. Ребенок в этом случае может получить послание “не отделяйся”. И ему будет трудно вылететь из родительского гнезда, выстроить свою собственную жизнь и жить своими личными смыслами – потому что он должен наполнять и питать жизнь родителя.

“Я не хотела чтобы ты рождался, собиралась сделать аборт, но не получилось / было поздно делать аборт / меня отговорили”. Мать может рассказывать это, думая что показывает ребенку через какие трудности она прошла, чтобы его родить. Но в этом случае ребенок получит послание “не живи, не существуй” -потому что он нежеланен для матери и его хотели убить.

Кому-то из читателей может быть непонятно, зачем родители вообще такое рассказывают про несделанные аборты. Однако, практически во всех тех случаях, когда я работала с посланием «не живи» у клиентов, родственники так или иначе сообщали ребенку о том, что его не хотели (возможно, чтобы облегчить своё собственное внутреннее напряжение).

Но даже если родители это не произнесли вслух, ребенок на уровне тела чувствует, желанный он или нет. В любом случае, он изначально уже получил это послание в раннем возрасте — через поведение, эмоции и чувства родителей. Рассказ о его появлении на свет и о несделанном аборте с одной стороны причиняет еще больше боли, а с другой стороны объясняет всё то, что он чувствовал и ощущал раньше.

В каком возрасте передаются родительские послания и принимаются решения

Жизненный сценарий формируется от момента появления на свет и к 7-ми годам в общих чертах уже готов. Все те послания и решения, о которых мы говорим, передаются и принимаются в возрасте от рождения до 6-7 лет. Дальше эти установки еще больше и больше укрепляются, жизненный сценарий обрастает деталями и в возрасте 18-21 года начинает реализовываться.

Есть ли у ребенка выбор, брать эти установки или не брать?

И да, и нет. Это очень дискуссионный вопрос

С одной стороны, разные дети из одних и тех же событий могут сделать разные выводы. С другой стороны, ребенок растет в этой среде, и деться от этих посланий ему некуда, потому что они являются элементом среды и вся жизнь ими пропитана.

Маленький ребенок принимает решение, как именно воспринять то или иное родительское послание и какое сценарное решение принять:

Пример:

События: Родители уделяют ребенку внимание, когда он болеет. А когда он здоров – то пропадают на работе, потому что им нужно делать карьеру и обеспечивать семью.

Чувства и ощущения: ребенок чувствует себя одиноким и брошенным, когда он здоров. И ощущает теплый контакт с родителями, когда болеет. Первый раз это может получиться случайно, ребенок заболел (все дети иногда болеют) и отношение к нему поменялось. Но потом это повторяется раз за разом, и ребенок начинает улавливать закономерность.

Результатом этого становится сценарное решение: ребенок бессознательно всё это обобщает и понимает: “Когда я болею, то родители со мной. Значит, чтобы со мной были рядом, я буду болеть”. И таким образом ребенок принимает решение “Не быть здоровым”.

“Что же теперь, если ребенок один раз заболел, и я взяла больничный на работе – теперь у него будет решение “Не быть здоровым”? – спросит внимательный читатель.

Нет. Для того чтобы ребенок принял сценарное решение, обычно нужно множество таких ситуаций, нужно чтобы ребенок вырос в такой обстановке и это повторялось систематически, раз за разом.

На этом пока всё. В следующей части поговорим о том:

  • Сколько таких посланий и решений может быть у человека
  • Зачем вообще об этом знать и понимать это о себе, как это поможет
  • Как определить, какие послания получили Вы и какие решения приняли

Также в следующей части будет диагностическое упражнение от моего преподавателя и супервизора Тони Вайта (Tony White), которое называется "Bad Day at Black Rock" (Плохой день на черной скале).

Источник

Оцените статью
Умная мама
Добавить комментарий