Как научить ребёнка понимать слово «нельзя»?

Воспитание

Перефразируем знакомую всем фразу: «Запретить нельзя разрешить». Куда вы поставите запятую?

Правильный ответ: запрет или разрешение мы каждый раз определяем взвешенно и осознанно. Каковы же принципы этого решения? Давайте сформулируем эти «правила спокойного родительства».

Но прежде поговорим о возрастных особенностях детей. Малыши до года не могут адекватно воспринимать указания взрослых, но они различают мимику, жесты и интонации, и отчасти понимают, что не понравилось маме. Уже в этом возрасте нужно устанавливать границы дозволенного: нельзя щипать и дергать за волосы, например, а то некоторые родители стоически терпят боль, потому что считают, что ребенок пока не понимает, что делает, и запрещать ему бессмысленно.

От года до трех ребенок активно познает мир, и запреты ему жизненно необходимы. В этот период уже имеется кое-какой негативный опыт. Однако, если вы видите, что ребёнок тянется к стакану с горячим чаем или пытается залезть на неприспособленную для этого поверхность, сразу же бегите его спасать. Не рассчитывайте на силу слова «нельзя».

Дети старше трех лет уже имеют четкие понятия о правилах поведения, и прежде чем ругать их за заведомо запрещенные действия, стоит задуматься о причинах. Возможно, малыш не ощущает достаточного внимания с вашей стороны и таким образом привлекает его.

1. Если ребёнок будет слышать их каждые 5 минут по поводу и без, то перестанет воспринимать.

По-хорошему безапелляционное «нельзя» должно звучать только в тех ситуациях, когда действия ребёнка несут угрозу жизни или здоровью.

В остальных случаях, прежде чем запретить, задайте себе вопрос: «Почему я это запрещаю?”. Если ответ кроется в вашем неудобстве, но при этом ребёнок не делает ничего страшного, не мешайте ему.

2. Эффективность сказанного будет зависеть от интонации. Если вы будете умиляться самостоятельностью своего малыша, он не воспримет запрет всерьёз.

3. Используйте понятные слова и формулировки.

«Не трогай эту игрушку, мы потом не расплатимся» — сложное объяснение.

«Эту игрушку трогать нельзя, она чужая и ценная. Ты можешь её повредить». Это ребёнку понять проще.

4. Иногда мы неосознанно путаем ребёнка. Например, сегодня есть можно только на кухне, а завтра: «иди с печеньем в свою комнату и не мешай мне говорить по телефону». Старайтесь избегать таких ситуаций.

Если у вас есть строгие правила, лучше проговорить их и с другими людьми, ухаживающими за ребёнком.

5. Будет здорово, если, запретив что-то ребёнку, вы сгладите его огорчение не менее интересным занятием. Нельзя рисовать на обоях? Зато можно на бумаге. Нельзя бить других детей? Можно постучать палкой по дереву.

6. Намного приятнее и

Вместо того, чтобы ругать за непослушание, отмечайте правильные поступки. Ребенку будет приятно, что его хвалят, и он с большей охотой станет выполнять просьбы.

Чем старше ребёнок, тем важнее использование этих правил. Подросткам надо и объяснять причины запретов, и предлагать альтернативу, да и в целом много разговаривать.

Безынициативный ребёнок

В избыточном использовании запретов кроется серьёзная опасность. Если ребёнка постоянно ограничивают и не дают возможности иметь свое мнение, то он к этому привыкнет: станет нормальной ситуация, когда к нему не прислушиваются и не воспринимают всерьёз. Со временем он перестанет пытаться проявить себя, не будет иметь собственных желаний и целей.

Ни один родитель не захочет такого сценария жизни для своего ребёнка, поэтому не стоит перегибать палку с запретами.

Дарья Рябина

Фото с сайта womans.ws

Источник

Оцените статью
Умная мама
Добавить комментарий