Как можно помогать развитию ребёнка, не усаживая его за стол?

Воспитание

Сегодня речь пойдёт о том, что в повседневной жизни можно предложить ребёнку, чтобы это давало толчок развитию речи и мозга в целом. Прежде всего хочу отметить, что огромный плюс бытовых задач и разных моментов состоит в том, что дети в подавляющем большинстве случаев относятся к ним намного положительнее, чем когда их засаживают за стол. Собственно, почему бы нам этим и не воспользоваться?

Привлекайте к помощи по дому

Дома между делом можно поручать ребёнку задания "в помощь маме/папе", улучшающие мелкую моторику и не только. Да, часто от них скорее больше дополнительной работы и мусора, чем помощи, но зато это хорошая альтернатива многим занятиям на развитие мелкой моторики и не только:

  • Чистка продуктов – прекрасно пойдёт чистка варёных яиц от скорлупы, семечек (если сложно чистить подсолнечные, то могут подойти тыквенные – они крупнее) и жареного арахиса от шелухи;
  • Лепка из теста пирожков и булочек с мамой по образцу прекрасно заменит пластилин или песок, если ребёнок не любит такие материалы. Плюс тут малышу добавит энтузиазма желание быть "как взрослый";
  • Мелкий ремонт – завинчивание винтов пальцами и отверткой, забивка гвоздей (разумеется, под присмотром и с помощью взрослого), отдирание обоев, если нужен ремонт;
  • Развешивание белья при помощи прищепок – отличная тренировка пинцетного захвата и силы пальцев, которая в будущем пригодится ребёнку, чтобы писать, рисовать и раскрашивать;
  • Уборка (подметание веником и протирание пыли) – помогает с крупной моторикой и координацией, а также развивает у ребёнка внимательность и критичность к своей работе, при условии мягких замечаний и помощи со стороны взрослого.

Всё это многие дети без задержек в развитии могут делать уже около двух лет. Думаю, что многие удивились как так – это ж совсем малыши. Но на самом деле на развитии через быт основывается одна из крупнейших педагогических систем – система Марии Монтессори. И я вам скажу, она реально работает: я видела на занятиях по этому методу детей, которые в таком возрасте уже уверенно чистили продукты, задорно махали веником и мазали хлеб маслом. Кажется, что это не бог весть какие умения, но для маленького ребёнка они означают очень много – здесь и общее развитие, и повышение самостоятельности, уверенности в себе.

Детей с нарушениями развития, которые сопровождаются проблемами с имитацией и пониманием обращённой речи, может быть сложно привлечь к таким занятиям, но некоторые вещи попроще при наличии интереса со стороны малыша, вполне доступны – развешивание белья, например, или чистка арахиса не требуют сверхъестественной ловкости. Главное следить за ребёнком, чтобы он не наворотил делов.

Купите вкусняшек

О, это самая приятная часть, из которой тоже можно извлечь пользу. Я не раз упоминала, что сушки и сухарики заставляют малышей жевать с усилием, что тренирует мышцы рта. Но кроме них ребенок может "упражняться" с:

Мороженным и леденцами – только приучайте не кусать, а облизывать, тогда малыш не только поест сладкого, но и потренирует язык;

Сладкие соломки, пюре в паучах и соки с трубочками можно давать для усиления круговой мышцы рта – чтобы затянуть сладкую соломку, как спагетти или выпить сок, ребенку приходится делать губы трубочкой. Это тоже неплохая и незаметная мини-артикуляционная гимнастика.

Мазать малышу губы вареньем или медом и предлагать ему слизать угощение, высунув язык.

Младенцам обязательно надо давать ползать, а малышей постарше учить кататься на велосипеде и самокате

Ползание стимулирует создание межполушарных связей, так как ребёнок работает синхронно всем телом, переставляя поочередно руки и ноги. В результате улучшается взаимодействие полушарий мозга и идёт более эффективная передача информации между ними.

У малышей с речевыми задержками и проблемами развития при обследовании часто выявляется интересная закономерность: они не ползали либо потому, что сразу встали и пошли, либо их изначально садили в ходунки или ограничивали посиделками в манеже.

Сразу оговорюсь: отсутствие ползания не является решающим фактором в проблемах с развитием и речью, но оно вносит в свой вклад в общее развитие мозга. Поэтому лучше, чтобы оно было в жизни ребёнка, так как в случае возникновения проблем с речью или развитием наработанные связи помогают быстрее избавиться от нарушений.

Когда ребёнок становится старше и уже более менее владеет своим телом, ему можно предлагать сначала беговел и самокат, а позже и велосипед. Все они развивают то же самое, что и ползание – равновесие и межполушарные связи.

Конечно полноценных занятий в случае серьёзных расстройств речи или развития такие вещи не заменят. Но тем не менее общему развитию, что у ребёнка с особенностями развития, что без, точно помогут.

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Источник

Оцените статью
Умная мама
Добавить комментарий