В разное время на Руси обучали грамоте и основам рисования, логическим задачам и физике, изучали звезды, латынь и греческий язык.
Древнерусские картины Сергея Ефошкина Древнерусские картины Сергея Ефошкина
На смену духовенству пришли светские учителя, которые быстро приобретали навыки. В нашем сегодняшнем материале мы расскажем, как все это происходило.
До начала времён
В дохристианские времена письменности на Руси не знали, но с Крещением ситуация изменилась, потому что именно ученость была тем средством, с помощью которого относительно быстро распространялись по стране нововведения, в том числе и религиозные.
Славянский алфавит изначально был разработан для перевода церковных текстов парой греческих или болгарских монахов. И сразу после этого в столицах крупнейших удельных княжеств появились первые школы.
В зависимости от местонахождения и силы Древних Богов требовалось от столетия до полутора веков, чтобы «заразить» дворянство, воинов и жрецов, а также элиту торговцев и ремесленников, в зависимости от местонахождения и Сила древних богов. В то же время известно, что уже в XIII веке, например, в Новгороде грамотность стала очень распространенной.
Мальчик Онфим, утраченные берестяные рисунки которого стали предметом пристального внимания археологов и этнографов, не был представителем титулованной знати; сюжеты рисунков говорят скорее о меркантильном происхождении.
Еще раньше в Смоленске князь Роман открыл несколько школ, где изучали древние языки, а в Суздале аналогичный проект запустил князь Константин Всеволодович (а также крупнейшую по тем временам библиотеку, насчитывавшую сотни томов.
Он не только собирал греческие книги, но и оплатил изготовление переводов на славянские языки, а когда умер, завещал часть своих доходов и свою башню для устройства школы, где дети будут обучаться греческому языку.
О том, какой была в то время система образования, можно получить представление по учебникам того времени – азбукам. До конца 17 века духовенство содержало школы и колледжи.
Они обучали детей с восьмилетнего возраста, группы были смешанные. Сначала их учили читать (согласно религиозным каноническим текстам), затем писать.
«Старшеклассники» получили почти классическое европейское образование, основанное на обучении семи свободным искусствам:
- Грамматика,
- Диалектика,
- Риторические приемы,
- Церковные песнопения,
- Математика,
- География и геометрия,
- Астрономические и астрологические принципы.
Из иностранных языков они изучали древние — латинский и греческий, считавшиеся тогда языками науки, медицины и дипломатии, не говоря уже о христианской церкви.
Чуть дальше учились сыновья царя Алексея Романова – здесь наряду с упомянутыми выше дисциплинами нашлось место и польскому языку, а главным наставником стал поэт Симеон Полоцкий.
К сожалению, Алексей Михайлович слишком рано ушел из жизни, и образование юного Петра осталось незаконченным, о чем он впоследствии сильно сожалел и был подавлен его недостатком.
Лишь в подростковом возрасте Петр научился прилично писать, хотя почерк его оставлял желать лучшего. В остальном, благодаря Ивану Зотову, канцелярскому служащему, имевшему связи при немецком дворе, иностранцы внесли большой вклад в образование царевича: голландский мореплаватель Тиммерман научил его пользоваться астролябией, а голландец Карштен-Брант — науке о кораблестроении навигация.
В 1701 году на имя царя в столице была открыта школа математики и мореплавания, при которой была другая — «высшая», своего рода училище или университет, где к школьным дисциплинам добавлялись инженерное дело и немецкий язык.
Примерно в этот же период появляются инженерная, медицинская, химическая, артиллерийская и металлургическая школы, первые курсы переводчиков. А в 1714 году с введением цифровых школ начался длительный период становления системы начального образования в России.
Для сыновей дворян и чиновников Петр ввел обязательную воинскую повинность, а духовенство предписало отдавать сыновей в епископские школы. Наконец, за год до его смерти в составе университета и гимназии была создана Академия. Однако полноценные исследования тут и там начались только после смерти императора, который простудился, спасая тонущего солдата.
«Внучка» Петра Екатерина II учредила общество воспитания благородных девиц, иначе Смольный институт, в котором до 1917 года воспитывались молодые дворяне со всей империи.
Образование женщин и мужчин сильно различалось. В кадетских корпусах, сухопутных и морских, изучали бесчисленное количество точных, естественных и прикладных наук, различные иностранные языки, основы статистики и военного дела. Идеи просвещенной Франции оказали большое влияние на формирование программы.
В 1786 г появились первые двух-, трех- и четырехклассные школы, причем последняя позволяла «сдавать» их на степень магистра.
Система выстраивается
Начало было положено. Следующие монархи начали строить систему. Первым это сделал Александр Блаженный в 1802 году: он учредил Министерство просвещения, основанное на принципах бесплатного начального обучения без классов.
В 1804 году за этим последовало строительство разветвленной системы приходских школ. В программе учебных заведений постепенно появились новые темы, появились даже современные иностранные языки.
Если в гимназиях делался упор на либеральное образование, то в последовавших за ними царских школах приоритет отдавался естественным и точным наукам, а старые языки заменялись одним, а то и двумя новыми.
А в 1811 году в Царском Селе был открыт императорский лицей, где наряду с энциклопедическими знаниями сыновьям лучших семей империи обучали современный русский язык, который до тех пор практически не изучался.
Императорский лицей Царское СелоИмператорский лицей Царское Село
Несмотря на отсутствие сословных перегородок, 2/3 населения страны было лишено доступа к образованию, в силу нахождения в кабале.
Это положение изменилось только в 1861 и 1864 годах с отменой крепостного права, а затем учреждением земских органов, своеобразного самоуправления, взявших на себя задачу просвещения и оказания медицинской помощи сельским жителям.
Продолжали функционировать и церковно-приходские школы, а царские власти строили грандиозные планы по организации всеобщего образования в России, которым, однако, не суждено было увидеть жизни.
Советские продолжатели и экспериментаторы
После Октябрьской революции 1917 года понадобились квалифицированные рабочие, поэтому в стране стали открываться рабочие школы.
А власти сильно и в первую очередь экспериментировали с учебными планами, ввели практикуемую в США модель, основанную на проектах и с возможностью самостоятельно выбирать учебные дисциплины, что приближало студента к практике.
Единая школа труда РСФСРЕдиная школа труда РСФСР
Все это закончилось в 1927 году, когда власти поняли: не до экспериментов, надо ликвидировать безграмотность и ввести единые учебные планы для классов. Было введено обязательное образование. Сначала на четыре, а потом на семь лет.
В разгар Великой Отечественной войны минимальный возраст для поступления в школу был снижен.
А после ее окончания среднее образование приобрело черты, присущие дореволюционным гимназиям, — от образования и отдельных форм до уроков латыни. Однако эти сказки просуществовали только до смерти Сталина.
Подписывайтесь на мой ютуб канал!
ПОДПИСЫВАТЬСЯ
Читайте также:
✅ Где учатся самые талантливые дизайнеры Британии?
✅ Лучшие книги по урбанистике, которые сделают вашу жизнь в больших городах приятнее
✅ Велосипеды в европейских городах
#история #образование #россия #ссср #образование #воспитание #религия #учеба #дети #школьное образование