Дети – жертвы, спасатели и агрессоры. В чем проблема социализации в школе?

Воспитание

Возможно, вы слышали о треугольнике Карпмана. О нем часто пишут в популярной психологии. В конечном счете, это система отношений, при которой агрессор обижает жертву, а спасатель ее защищает. Но заступается он настолько агрессивно, что бывший агрессор начинает чувствовать себя жертвой. А бывшая жертва стыдится, что пострадали по его вине, и начинает защищать обидчика. Опять агрессивно.

То есть главная характеристика этого треугольника в том, что трое участников постоянно меняются ролями. И каждая жертва или спаситель рано или поздно становится агрессором.

Дети – жертвы, спасатели и агрессоры. В чем проблема социализации в школе?

Очень часто по такому принципу устроены семьи, в которых взрослые не контролируют свои внутренние процессы. Например, мама требует, чтобы папа занимался воспитанием детей и уже предпринял какие-то шаги, но когда он тянется к ремню, мама называет его жестоким человеком и прикрывает ребенка грудью. Папа намекает, что она сама этого потребовала, а потом мама начинает плакать, потому что неправильно ее поняла и почему-то выставляет ее чудовищем. Чаще всего никто из актеров толком не понимает, что роли меняются и что дети по сути живут в треугольнике. А потом несут этот механизм в школу.

Дети – жертвы, спасатели и агрессоры. В чем проблема социализации в школе?

Психологи вообще очень редко анализируют отношения одноклассников через треугольник Карпмана. Опять же, просто приведите пример.

Воспитательница сказала, что к 23 февраля девочки должны приготовить мальчикам сюрприз – тайком сделать для них открытки. Марина узнала об открытках, но не стала акцентировать внимание на «сюрпризе». Я пропустил эту информацию. Она сидела на спинке парты и думала о том, что забыла физкультуру и не совсем готова к отпуску. Поэтому на очередном перерыве он подошел к своему другу Коле и спросил, что ему нарисовать на открытке.

Читайте также:  Как чаевничают в России и как — в Англии

Девочки, которым учитель придал важность приготовить сюрприз, разозлились. И семеро из них пошли к Марине в раздевалку, чтобы узнать, почему она «растрепала» Колю по поводу сюрприза.

Дети – жертвы, спасатели и агрессоры. В чем проблема социализации в школе?

Если бы, конечно, попросили вежливо и красиво, и Марина пожала бы плечами и объяснила, что не заметила сюрприза. И если бы ему объяснили важность этого сюрприза для остальных девушек, он бы извинился. И он чувствовал раскаяние за свой поступок.

Но девушки подошли полные гнева и вместо того, чтобы заговорить, напали.

Следовательно, вместо совести и раскаяния Марина заплакала и оказалась в роли жертвы.

Другая одноклассница, Лена, зашла в раздевалку и увидела плачущую Марину.

– Отличная работа! – с порога обратились к девушкам. Вы нашли Марину? Ты счастлив?

Конечно, Лена руководствовалась чувством жалости к Марине. Но вместо того, чтобы выразить ей сочувствие, он стал воспитывать своих одноклассников через обвинения.

То есть Лена из спасительницы быстро превратилась в агрессора, а девушки агрессоров почувствовали себя жертвами, которых сначала оставили без возможности удивить, а потом еще и обвинили в «превышении самообороны».

Конечно, Лена могла расспросить девушек об их чувствах, спросить, чего они хотят больше: поделиться своим разочарованием или проучить Марину. Выясните у Марины, собиралась ли она испортить сюрприз или не послушалась слов учителя о сюрпризе. Но для этого Лене пришлось бы стать взрослой. Как и все участники ситуации, разобраться в своих чувствах и поступках.

Дети – жертвы, спасатели и агрессоры. В чем проблема социализации в школе?

Поэтому, говоря о социализации детей в школе, важно понимать, что дети не социализируются в одиночку. Самостоятельно они только учатся выживать, и это делает людей ближе к животным, чем к цивилизации. Очень важно, чтобы детей социализировали педагоги, причем люди достаточно зрелые, осознанные и с устойчивой внутренней поддержкой. Много ли таких в современных школах среди измученных и уставших учителей?

Читайте также:  Как научить ребенка засыпать самостоятельно?

В этой абсолютно реальной ситуации вместо того, чтобы преуменьшить это удивление, вместо того, чтобы объяснить детям свои эмоции и предложить спокойно рассказать о своих переживаниях, к треугольнику присоединились сами педагоги. Учительница физкультуры встала на защиту Марины и отругала девочек. Классный руководитель «накосячила» на заступницу Лену, потому что она лезла не в свое дело, и сказала, что нет смысла что-то выдумывать с таким классом, в котором дети не умеют хранить секреты и устраивают скандалы в раздевалки. Для вас это дороже.

Дети – жертвы, спасатели и агрессоры. В чем проблема социализации в школе?

Сами учителя часто воспитываются в таких семейных треугольниках Карпмана, принося своих механиков в свою взрослую семью, персонал и, конечно же, класс, который они преподают.

Где-то глубоко внутри них страдают такие же дети, которые хотят справедливости, но не умеют ее получить через самоанализ и внимательное общение с окружающими. Ребенок, у которого желание наказать не трансформировалось в расследование. Желание экономить не трансформировалось в умение мотивировать. И тенденция впадать в состояние жертвы не была направлена ​​на сознательный рост над собой. Если вам интересно, мы можем поговорить о том, как вытащить вас и ваших детей из треугольника Карпмана.

Спасибо всем, кто подписывается на мою страницу и оставляет комментарии. Благодаря вашим вопросам возникают идеи для новых постов.

#буллинг #психология #семейная психология #школа #школьный буллинг #токсичные отношения #токсичные родители #отношения #отношения с детьми #воспитание детей

Источник

Оцените статью
Умная мама
Добавить комментарий