Аутизм: как я учила ребенка разделенному вниманию. Личный опыт

Воспитание

Сегодня напишу свой личный опыт про разделенное внимание, возможно, он кому-то и поможет. А зачем нужно учить этому навыку, можно почитать в этой статье.

Как я учила сына разделенному вниманию?

Когда у сына был поставлен указательный жест на плоскости и в пространстве, то я по тихоньку стала учить сына разделенному вниманию.

Нет, мы не сидели за столом/на полу и не занимались долбежкой, которая обычно нужна для выработки навыка. Я выбрала другую тактику – социального поощрения (похвала на словах, восторженные возгласы, если ребёнок сделал правильно, мотивация).

Например, сын сложил правильно пирамидку (но не показывает мне её, не пытается добиться моего внимания, он знает, что я посмотрю), а я смотрю и обнимаю, и поздравляю – ребенок доволен и счастлив, он понимает что сделал всё правильно.

И так несколько заданий, я смотрю, он делает, я хвалю. Разделенное внимание не нужно ребёнку, потому что мама видит.

Новое задание, раскрась картинку, а сама ухожу на кухню. Ребенок раскрасил, но мама не видит, а он не получает похвалу. И в первый раз мой сын заревел, он привлёк моё внимание к тому, что он сделал, я пришла и похвалила его. А потом объяснила, что можно взять рисунок и принести мне, чтобы показать.

Через пару месяцев, ребёнок таскал мне всё, что он сделал, а я хвалила его. Потом подключили нашего папу и вечерами уже я вместе с сыном носили отцу его картинки, поделки и т.д. Сын ему показывал, а муж хвалил. Я всё делала вместе с ребёнком, постепенно убирая подсказки: убрала полностью физическую (не вела его к отцу), потом убрала направляющую физическую (перестала подталкивать его руку к рисунку, который он должен был взять и показать папе), а потом убрала и речевую. И сын уже без подсказок шёл и хвастался папе своими шедеврами.

Параллельно с этим методом, я использовала спонтанное называние предметов.

Аутизм: как я учила ребенка разделенному вниманию. Личный опыт

Для этого метода я просила сына взять любую книгу, которую он хочет почитать или посмотреть. Открываем книгу с ребёнком и моделируем наше поведение:

Показываем пальцем на кота и смотрим на ребенка, при этом очень ярко говорим о том, что мы нашли кота в книге. Потом просим ребенка повторить наводящими вопросами:

Аутизм: как я учила ребенка разделенному вниманию. Личный опыт

Он может указать пальцем/сказать на интересную для него картинку, Вы хвалите и комментируйте ответ: "Да, молодец, какая красивая собака, собака говорит "гав". После этого продолжайте листать книгу и таким же способом просите, чтобы ребёнок показывал то, что он видит и чередуйте: сначала Вы, потом он. В итоге у ребёнка должно получиться показать Вам картинку спонтанно. И когда он будет показывать стабильно Вам картинки, Вы начинаете делать паузу с похвалой и комментариями, чтобы дать ребёнку поднять глаза и посмотреть на Вас, интуитивно он должен это сделать и тогда закрепляйте результат: хвалите и поощряйте. Так мы могли заниматься с сыном от трёх до пяти минут, в свободное время, просто, когда захотелось почитать: я показывала ему картинки, но он, при этом не всегда смотрел на меня, но я всё равно его хвалила. А когда он смотрел на меня, я хвалила его с большей силой и указывала на правильность его действий:

Навык стал вырабатываться, но был все еще очень слабый и не устойчивый, пришел примерно в два года, а теперь спустя год, у сына отличное разделенное внимание не только со мной, но и с другими людьми.

P.S: учила сына чисто на интуиции, как думала и видела сама. Я не претендую на правильность своих действий, а только описываю свой опыт.

———-

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если статья была Вам полезна. Спасибо, что читаете!

Источник

Оцените статью
Умная мама
Добавить комментарий